В связи с оптимизацией и беспрецедентным сокращением медицинских коллективов и учреждений, бесплатная медицина становится для российских граждан все менее доступной. Нуждающиеся в помощи россияне при обращении в больницу все чаще сталкиваются с некомпетентностью и равнодушием. Чтобы заработать любой ценой, некоторые медики навязывают платные услуги, которые обязаны оказывать бесплатно по ОМС, вынуждают пациентов дополнительно оплачивать оформление документов и т.д.

Согласно данным ОНФ, эксперты которого в 2018 году провели опрос среди российских врачей-бюджетников, пятая часть из них заявляет о том, что руководство принуждает их к навязыванию пациентам платных и коммерческих услуг. Еще 25 % медиков получают неформальные директивы от начальства почаще заставлять платить больных, обращающихся по полисам ОМС.

Еще будучи министром здравоохранения РФ, Вероника Скворцова говорила о вопиющих фактах замены гарантированной государством медицинской помощи платными услугами и принуждении к этому пациентов.

«Отдельно хочу поставить акцент на недопустимости замещения гарантированной государством медицинской помощи платными услугами. И тем более недопустимости «подталкивания» пациентов к этому. Даже при возникновении форс-мажорных обстоятельств в конкретной медицинской организации всегда есть возможность получить необходимую помощь по договору в другой организации, работающей в ОМС», – отмечает Скворцова в своем докладе к итоговой коллегии Минздрава в апреле 2020 года.

Она рекомендовала Росздравнадзору взять под особый контроль этот вопрос и вести борьбу с манипулированием сроками ожидания помощи, с ограничениями в направлении больных на бесплатные консультации, консилиумы и лабораторные исследования.

По данным информационно-правового портала ГАРАНТ.РУ, Роспотребнадзор подготовил и 05.03.2021 г. представил на утверждение Правительства РФ проект постановления «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

В основе предложенного закона лежат ныне действующие правила, однако появятся и новые, призванные дополнительно защитить права больного:

  • Комфортный размер шрифта, чтобы любой пациент мог детально и полностью ознакомиться с условиями договора об оказании медицинских услуг.
  • Запрещение вносить в договор условие об ограничении ответственности исполнителя за результат лечения, когда медики фактически заранее снимают с себя всю ответственность.
  • Пациент не просто получает устную информацию об услугах, которые в данном медучреждении он может получить бесплатно по полису ОМС. Медорганизация обязана информировать об этом клиента в письменной форме.
  • На своем сайте медучреждение должно сообщать о приостановке деятельности на время ремонта, санобработки, других мероприятий и возможных нештатных ситуаций.
  • Обязательно наличие книги отзывов и предложений, в том числе электронной. Она должна быть доступна и открыта для того, чтобы клиент в любой форме мог оставить отзыв о качестве и безопасности оказываемых услуг.
  • После оказания всех прописанных в договоре медицинских услуг медучреждение обязано в течение 10 дней бесплатно выдать пациенту все документы (выписки, копии, результаты обследований), отражающие всю информацию о состоянии его здоровья после получения медуслуг. Сюда же входит предоставление сведений о поставленном диагнозе, методах лечения, используемых лекарственных препаратах и т. д.

Вводится новый принцип в отношении информированного добровольного согласия: новое отдельное ИДС для каждой медуслуги и т.д.

Данный сайт является некоммерческим информационным проектом, не предоставляет никаких услуг и не имеет никакого отношения к государственным органам и структурам социальной защиты. Логотипы и товарные знаки, размещённые на сайте, принадлежат их законным владельцам и правообладателям. Если вы нашли ошибку или неточность, просим сообщить через форму обратной связи на странице, где она была найдена, или в разделе контакты.